Обезьянки-игрунки и эволюция нашего языка

Игрунки и язык человекаВ мире приматов только люди могут послушать звук, который произносит кто-то другой, и имитировать его. Такая способность привела к общению и эволюции языка во всем мире. Ученые знают, что участник разговора, прежде чем начать отвечать своему собеседнику, должен его выслушать. Это требует от обеих сторон понимания, что в диалоге нужна очередность.

В новом исследовании этологи  - ученые, занимающиеся вопросами поведения животных - обнаружили, что детеныши обыкновенной игрунки (Callithrix jacchus) - крошечной южно-американской обезьянки, покрытой серебристой шерсткой - тоже в состоянии научиться издавать звуки  по очереди, хотя языка, как такового, у этих приматов нет (здесь можно послушать их "разговор").

Обыкновенные игрунки (этих обезьянок еще называют мармозетками) водятся на северо-востоке и в центре Бразилии во влажных тропических лесах. У них постоянные и довольно большие семьи, в которых бывает 9-15 родственников.

Обезьянки-игрунки и развитие языка человека

Эти малютки живут на деревьях, передвигаясь по ним, как белки Фото: Antonio Souto

Пищу обезьянки-мармозетки предпочитают растительную: в их рацион наряду с фруктами, семенами и соком растений входят камедь, латекс, цветы, нектар и грибы. Как и большинство приматов, они вовсе не вегетарианцы и не брезгую насекомыми, улитками, лягушками и ящерицами, обитающими на деревьях, птичьими яйцами и сами птенцами, а также детёнышами мелких млекопитающих.

Ученые наблюдали за близнецами игрунок и их родителями на протяжении первого года жизни малышей и обнаружили два момента, важных для развития языка:

  1. Издавать звуки по очереди - умение у мармозеток не врожденное, а приобретенное в процессе обучения.
  2. Молодых обезьян учили этому их родители. Причем способами, аналогичными тем, которые использует человек, чтобы научить детей не перебивать собеседника.

Наблюдая за выросшими обезьянами, исследователи отметили, что писк, доносящийся от юной поросли во время “речи” одного из родителей, как правило, игнорируется взрослыми членами семьи. В результате этого подросток со временем учится дожидаться и не перебивать взрослых, пока они не закончат "беседу". Было замечено, что через некоторое время молодежь начинала реже прерывать старших, хотя это чаще касалось матери, чем отца.

Обезьянки-игрунки и эволюция языка человека

Игрунки умеют слушать друг друга

Этологи предполагают, что их наблюдения выявили механизм обучения, одинаковый у всех приматов. Это важно для лучшего понимания эволюции языка у человека.

Очередность в разговоре является неотъемлемой частью развития языка, так как он отражает социальные факторы. Люди координируют свою речь на основе поведения собеседника. Этому мы учимся в младенчестве. Взрослые особи некоторых видов приматов тоже требуют от малышей соблюдать очередность, но ученым пока не ясно, насколько подобные процессы обучения стимулируют развитие этих обезьян, а также являются уникальными для языка.

Источник: rspb.royalsocietypublishing.org

 

Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой комментария решите простой примерчик! *