Обезьяны не освоили законы рыночных отношений

Обезьяны не поддаются законам рынкаОбезьяны-капуцины - искусные покупатели: их совершенно не интересуют премиум-цены.

Хорошо то, что дорого - этим руководствуются при покупках многие люди. Капуцины - обезьяны из Южной Америки (их еще называют цебусы) ведут себя гораздо благоразумнее. Как показал эксперимент, они обращают внимание на товар, а не увлекаются состязанием: кто купит вещь или продукт дороже.

Рыночные отношения и качество

У людей иногда странное отношение к цене и качеству. Эксперименты, проведенные научной группой (Универистет штата Коннектикут, США) под руководством Риа Катапано (Rhia Catapano), показали, что испытуемые при дегустации вина оценивают дорогое выше, чем более дешевое - даже если это тот же самый продукт. А все потому, что наслаждение напитком, который они считают более высококачественным, активирует в головном мозге определенные центры вознаграждения.

Цена может даже влиять на воздействие продукта: те, кто пил более дорогие энергетические напитки, показывали затем в логических играх лучший результат, чем те, кому достались с более выгодной ценой. Причина этого исследователям точно не известна.

Катапано и ее коллеги изучали, не скрываются ли за этим знание человеком законов рынка: хороший продукт приобретается многими людьми, а со спросом растет цена. И наоборот: менее популярные и, следовательно, худшие товары продаются дешевле.

Проблема правильного выбора

Насколько это предположение верно, исследователи протестировали с помощью капуцинов-фавнов (Sapajus apella) - их еще называют апелла или бурыми черноголовыми капуцинами. На первый взгляд может показаться удивительным, но обезьяны отлично зарекомендовали себя во многих экономических исследованиях, например, при принятии решений. Обезьяны понимают, как платить жетонами, но от них не стоит ожидать неразумного покупательского поведения - человеческие рыночные законы - как влияет цена на спрос - они не освоили.

Обезьяны не поддаются законам рынка

Обезьяна-капуцин во время эксперимента: дорого не обязательно значит хорошо Фото: Лори Р. Сантос

В журнале "Frontiers in Psychology", исследователи описывают серию опытов. Перед каждым экспериментом обезьян обучали: они узнали, что различные пищевые продукты имеют различные цены. В первом семь капуцинов получали разноцветное мороженое: оранжевое и голубое. Затем исследователи смотрели на их выбор. В зависимости от этого, мороженому назначали цену, причем то, которому животные отдавали предпочтение, было дешевле, чем другое.

Потом обезьяны снова могли выбирать, не заплатив. Хотя они уже знали, что есть дорогое мороженое - и оно должно быть лучше - капуцины опять предпочли дешевые сорта своего любимого мороженого.

Цена не имеет значения

В трех других экспериментах исследователи изучали покупательское поведение обезьян с небольшими вариациями. То им давали ярко окрашенный сладкий желатин, то разные сорта мюслей. Во всех четырех экспериментах с цебусами ученые обнаружили, что их выбор продуктов не зависит от цены.

В принятии решений обезьяны ведут себя часто как люди и нередко совершают те же ошибки, пишут исследователи. Но им не свойственно чисто человеческая особенность - судить о продукте по его цене. Это наталкивает на мысль, что для усвоения законов рынка необходимы познавательные способности человека.

 

Вам будет интересно:

2 thoughts on “Обезьяны не освоили законы рыночных отношений

  1. Даже обезьяны поняли, что оценивать товар нужно по качеству, а не по цифре на этикетке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой комментария решите простой примерчик! *