Орангутанги используют руки как мегафон

Орангутанги используют руки как мегафонВ густых влажных джунглях иногда трудно докричаться до своих сородичей: некоторые виды животных с небольшим числом особей разбросаны по большим территориям. Множество перекрывающих друг друга шумов заглушают сигнальные звуки. Чтобы донести их до адресата, орангутан (или орангутанг) использует руки, заменяющие ему усилитель. Этим приматы добиваются, чтобы их голос звучал более низко, а сами они казались соперникам или хищникам больше и сильнее. Такой необычный для животных способ общения наблюдали в индонезийских тропических лесах исследователи из Свободного университета Брюсселя, возглавляемые Бартом де Буром (Bart de Boer).

Чмокающие звуки орангутанга

Глубоко в тропических лесах Суматры и Борнео можно с удивлением услышать знакомый звук поцелуя, который не имеет ничего общего с романтикой. У орангутанов это сигнал тревоги, если рядом с ними находятся люди и опасные животные, объясняет Барт де Бур. И когда Мадлен Хардус (Madaleine Hardus) из фонда Pongo, Адриано Ламейре (Adriano Lameira) и Сержу Вичу (Serge Wich) из Университета Амстердама, Нидерланды, впервые довелось услышать этот угрожающий звук, они заметили странное поведение некоторых животных. Те складывали руки чашечкой руки вокруг рта, изрядно понизив тем самым звук.

Обезьяна-орангутанг пытается казаться крупнее и более грозной

Орангутанги используют руки как мегафон

Дикий самец суматранского орангутанга в Индонезии Фото: Адриано Ламеира

Беседуя с Ламерией, де Бур понял, что он сможет помочь биологам выяснить, действительно ли животные изменяли свои сигналы тревоги для создания ложного впечатления. По его словам, это было интересно смоделировать, чтобы точно знать, помогает ли использование руки преувеличивать свои размеры.

Но сначала он должен был построить две математических модели:

  • для понимания механизма создания звука;
  • для моделирования спектра частот, чтобы больше узнать, как обезьяны понижают звуковой сигнал.

Описывая первую модель, де Бур объясняет, что он моделирует губы как тонкую трубу, открывающуюся на диске, который символизирует лицо. Затем он помещает второй диск немного выше диска лица, чтобы смоделировать руку обезьяны. Получая ряд уравнений, описывающих, как звук распространяется, а затем отскакивает назад и вперед в полости между рукой лицом орангутанга, де Бур понял, что обезьяна, направляя звук, как в резонатор музыкального инструмента, эффективно удлиняет структуру трубы, чтобы понизить звучание и сделать его глубже.

Но одного снижения высоты ноты недостаточно для устрашения противника. Нужно создать впечатление, будто его издает более крупное животное. Поэтому обертоны, которые сопровождают основную частоту, должны быть тоже ниже. Чтобы проверить это, де Бур построил вторую, более сложную, модель для расчета спектра частот звуков и увидел, что усиление нижних обертонов происходит, когда участвует рука.

Соответствие расчетов де Бура записям Ламерии и Хардуса

Проблема в том, что обезьяна-орангутанг не сидит без движения на ветке. На заднем плане поют цикады, шелестят листья и раздается много других шумов. Однако после кропотливого удаления звуковой какофонии де Бур был поражен, увидев, насколько модель согласуется с реальность. Мало того, что придающие чашевидную форму своим ртам орангутаны издавали более низкие звуки, и им удалось также усилить глубокие обертоны, которые и помогают им казаться крупнее.

Орангутанг в конце видео усиливает слабый чмокающий звук

По мнению ученого, это может быть первым указанием на то, что животное может научиться изменять звук. А это является важным инструментом для овладения языком. "Орангутаны могут знать, что они умеют влиять на свой крик, который изменяет реакцию хищника, и это простая форма обучения, являющаяся очень важным первым шагом в языке", - подчеркивает Де Бур.

Источник: jeb.biologists.org

 

Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой комментария решите простой примерчик! *