Известно, что осьминоги умнее других беспозвоночных. Их можно научить распознавать форму предметов и узоры. В некоторых исследованиях они продемонстрировали способность к такому методу обучения, как наблюдение. Ученые предполагают, что эти головоногие моллюски могли бы создавать более сложные структуры, чем простые убежища.
В прошлом году воришка-осьминог помешал усилиям исследователей изучить пищевые привычки морских обитателей. Ученые опустили клетку с приманкой в воды Ложной бухты возле Кейптауна с целью изучения особенностей питания морской фауны возле берегов Южной Африки. Они не могли даже предположить, что хитрое животное украдёт не еду, а утащит саму клетку.
Это всего лишь один пример невероятного интеллекта этих беспозвоночных, которых ученые сейчас считают намного более продвинутыми, чем раньше. Есть сведения, что головоногие моллюски убегали из аквариумов, а, в поисках еды, залезали в рыбацкие лодки и лакомились там пойманными крабами. Они - единственные беспозвоночные, которые использовали инструменты: некоторые виды подбирают кокосовую скорлупу и прячутся в ней. Индонезийский кокосовый осьминог (Amphioctopus marginatus) использует для убежища раковины и кокосовые скорлупки.

Amphioctopus marginatus - кокосовый осьминог использует для укрытия половинку кокосового ореха и раковину Фото из Википедии
"Головоногие четко манипулируют объектами, они явно используют инструменты, - заявил журналу доктор Рассел Берк (Russell Burke) - Университет Хофстра, Нью-Йорк. - Они не строят ничего, кроме убежищ, но, безусловно, учитывая время и некоторые другие факторы, можно себе представить, что такое может произойти".

Amphioctopus marginatus - кокосовый осьминог "взял в руки" палку
Осьминоги считаются очень умными, но их способность к обучению всё ещё обсуждается среди биологов. Однако сооружение убежищ, лабиринт и эксперименты с решением проблем доказали, что у этих беспозвоночных есть система, обеспечивающая кратковременную и долговременную память. В лабораторных испытаниях они легко обучаются отличать разные формы и узоры. Несколько широко оспариваемых исследований утверждают, что они способны к обучению путём наблюдений. Ученые предполагают, что интеллект этих существ со временем может значительно развиться.

Осьминог использует в качестве убежища две половинки скорлупы кокоса
В ряде стран осьминоги включены в список экспериментальных животных, на которых нельзя проводить операции без наркоза. Британские законы об опытах на животных расценивают их как "почетных позвоночных животных", предоставляя им защиту, которой нет у других беспозвоночных.
Доктор Клинт Перри (Clint Perry) - университет Маккуори, Австралия - утверждает, что нужно прекратить считать людей вершиной интеллекта. Всё больше исследований показывают, что, казалось бы, сложная логика и интеллект, которые обычно используются человеком для решения проблем, часто опираются на эвристику, что очень близко к инстинктам. "Мы должны напомнить себе, что мы животные, живущие в мире с другими животными. Все виды, конечно, отличаются друг от друга. Но в действительности мы мало чем отличаемся", - цитирует Перри
Страшненькие они все-таки…
Но умненькие!
Удивительные создания.
Как инопланетяне…
Ну и видео! Так и хочется сказать — ловкость рук и никакого мошенства! Супер!
Воришки что надо!
Обалдеть) Это чудо еще думает)
И не факт, что про нас что-то хорошее 🙂
Вот как увидела в детстве фильм «Капитан Немо» и там осьминог душит одного из героев (кажется, слугу, его Кононов играл), вот с того момента у меня к ним отвращение, к этим чудовищам. Пусть они даже очень умные, но неприятные(
Да, есть глубоководные гиганты, но мы с ними, к счастью, е встречаемся.
Ой… даже со всей моей толерантностью… гады морские, они и есть…
Ну что ты их так! А если они мыслящие? Вон как славно один кормушку стырил!
Если бы осьминоги жили дольше, возможно в океане обитали бы наши братья по разуму. Но их жизнь слишком коротка…
Да, зато у них три сердца и мозг в форме бублика.
Если бы они были разумными, они жили бы дольше. А не наоборот. Продолжительность жизни устанавливается естественным отбором на наиболее выгодном для вида уровне. Уменьшает ее необходимость динамичной смены поколений. Увеличивает — ценность каждой взрослой особи. Например, из-за сложности достижения репродуктивного возраста (трудности с добычей пищи для крупных животных, т.е. большие затраты на каждое животное). Или же важный индивидуальный опыт, носителем которого является пожилое животное (а важность опыта растет с ростом интеллекта). Однако рост роли интеллекта дает и некоторое обратное влияние: чрезмерное увеличение продолжительности жизни привело бы к закоснению привычек, к закреплению неудачного или ошибочного опыта. Поколения должны меняться, чтобы влиятельные особи-носители ошибочного опыта уходили из популяции. В результате устанавливается некоторый баланс.
Если бы осьминоги обзавелись интеллектом, то их продолжительность жизни увеличилась бы. А отстали они от наземных животных в скорости эволюции интеллекта по другим причинам — из-за значительно менее разнообразной и более бедной впечатлениями среды.
Жалко, что отстали. 🙁 Но зачатки чего-то разумного у них замечают 🙂