Шимпанзе поддаются влиянию и манипуляции

Шимпанзе поддаются влиянию маркетингаЧеловекообразные обезьяны так же поддаются манипуляции, как и мы. Эксперимент американских исследователей доказал, что шимпанзе и бонобо выбирают вариант, где есть вероятность получить дополнительное вознаграждение, а не тот, в котором они могут потерять приз - даже если в обоих случаях в конце остается одинаковое количество фруктов. Следовательно, так называемый фрейминг-эффект имеет гораздо более глубокие биологические корни, чем считалось ранее, сообщают исследователи в журнале "Biology Letters".

Мы, люди, руководствуемся в повседневной жизни не только голыми фактами, а всегда принимаем во внимание контекст. При покупке мы позволяем убедить себя положительными сравнениями и предпочитаем наполовину полный стакан, а не полупустой. - хотя в обоих одинаковое количество содержимого. Поэтому специальные предложения кажутся нам привлекательными, а перспектива сэкономить деньги такой заманчивой, что мы хватаем товар, даже если он дороже, чем в другом месте. Психологи называют это фрейминг-эффектом.

Фрейминг-эффект (или эффект обрамления) предполагает манипуляцию мнением с помощью контекста. Но где же корни этото явления? Исследователи долго полагали, что мы приобрели эту предрасположенность в процессе нашего культурного развития или на пути социализации. Как с этим обстояло дело у наших предков, ученые не знали.

Кристофер Крупенье (Christopher Krupenye) из Университета Дьюка в Дареме и его коллеги искали ответ на этот вопрос у наших ближайших родственников - шимпанзе и бонобо. В эксперименте обезьяны могли выбирать между горсткой орехов и своим более любимым фруктом. Но их решение слегка затрудняли условия опыта.

Шимпанзе поддаются влиянию манипуляции

Даже наши ближайшие родственники могут поддаваться влиянию маркетинга

На первом этапе исследователи предлагали выбор фруктов с положительной установкой. Если обезьяны соглашались на вариант со здоровый пищей, у них был с 50-процентный шанс получить сюрприз - второй фрукт. Во следующем туре установка была отрицательной: исследователи давали обезьянам два фрукта, но была 50-процентная вероятность потерять второй плод. Интеллект человекообразных обезьян подсказывал им, что получать вроде бы выгоднее, хотя на обоих этапах шансы иметь в конце два фрукта были равными. Разница была лишь в том, что в первом случае ситуация должна была разрешиться положительно - я получу что-то, а во втором - отрицательно.

Результаты показали, что шимпанзе и бонобо всегда предпочитали плоды, когда знали, что могут получить добавку, а не потерять - хотя в обоих случаях они имели шанс получить в конце одинаковое количество фруктов. Кроме того, исследователи обнаружили, что эта тенденция особенно сильно выражена у самцов. Почему - до сих пор неясно.

"Тот факт, что шимпанзе и бонобо, наши ближайшие из живущих предшественников, проявляют те же предпочтения, говорит о том, что такое поведение имеет глубокие корни в нашей биологии", - подчеркивает Крупенье. Но это означает, что нам, людям, трудно исправить столь укоренившееся поведение. Следовательно, понимание происхождения фрейминг-эффекта поможет его лучше использовать, например, в рекламе или маркетинге, а также создавать условия, благоприятствующие как можно более объективному решению.

 

Вам будет интересно:

2 thoughts on “Шимпанзе поддаются влиянию и манипуляции

  1. Ну да, такие же жулики и аферисты, как мы — своего не упустят)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой комментария решите простой примерчик! *