Шимпанзе учат детей применять орудия труда

Шимпанзе учат детей навыкам применять орудияПользоваться инструментами нужно учить - это правило относится и к шимпанзе. Они не только подражают другим: опытные животные учат этому детей, и чем сложнее задача, тем больше усилий прилагают учителя. Эти наблюдения также проливают свет на истоки человеческой культуры, говорят исследователи.

Они являются нашими ближайшими родственниками в животном мире, и это заметно по сходству поведения людей и шимпанзе. Например, известно, что человекообразные обезьяны сами создают инструменты для различных целей и с умом их используют. Например, они разработали сложные способы раскалывать орехи или выуживать термитов из их построек. Животные разработали групповые стратегии в этих процессах, которые передаются будущим поколениям. Так появились разные «культуры обезьян», такие как раскалывание орехов или ловля насекомых.

Существует также высокоразвитая форма социального обучения, возникающая в процессе использования инструментов.

«Принято считать, что приматы, не являющиеся людьми, получают навыки пользования инструментами, наблюдая за другими и тренируясь самостоятельно, без прямой помощи матерей или других опытных пользователей инструментов. Однако результаты этого исследования показывают, что социальное обучение может варьироваться в зависимости от сложности задачи: в действительности во время более трудных заданий матери могут играть более активную роль, включая способы поведения, которые служат для обучения».
Доцент кафедры антропологии Стефани Масгрейв (Университет Майами).

Сравнение двух «культур обезьян»

Масгрейв и ее коллеги сравнили различное поведение групп диких шимпанзе, обитающих в конголезском треугольнике Гуалуго и в танзанийском Гомбе. Животные обеих популяций используют в качестве удочек определенные части растений: они втыкают их в проходы построек термитов. После того как насекомые в вгрызаются в в эти инструменты, шимпанзе вытаскивают их и едят ползающие лакомства.

Шимпанзе учат детей навыкам применять орудия

При этом шимпанзе в Гуалуго, разработавшие более сложную и эффективную систему, чем их коллеги в Гомбе, используют последовательно несколько различных типов инструментов. Кроме того, по сравнению с шимпанзе Гомбе, они специально изготавливают свои инструменты из определенных видов растений и приспосабливают их для повышения эффективности укусов. Исследователи обнаружили различия в скорости, вероятности и типах передачи инструмента во время сбора термитов между этими двумя популяциями.

Исследователи заметили, что «обучение» двух групп шимпанзе отличается. В Гуалуго, где технология более сложная, опытные животные в три раза чаще давали свои инструменты молодым животным, когда те их об этом просили, и по собственной инициативе. В Гомбе ученые никогда не наблюдали таких активных предложений, и там гораздо чаще опытные животные отказывались передавать свои инструменты неопытной молодежи.

Ввиду того, что потомки обеих популяций сравнительно часто просят инструменты, отличия указывают на разное отношение к этому у опытных животных. Поведение шимпанзе в Гуалуго, по-видимому, особенно направлено на обучение сравнительно хитрой технике.

«Результаты показывают, что социальное обучение у шимпанзе может зависеть от задачи: опытные животные, очевидно, играют все более активную роль в сложных задачах».
Стефани Масгрейв

По мнению исследователей, результаты не только интересны с точки зрения исследования шимпанзе: информация о том, как эти животные передают свои навыки следующему поколению, может также дать представление об эволюционных истоках человеческой культуры.

«История развития нашего вида формируется появлением и дальнейшим развитием сложных технологий. Это связано с нашей выраженной способностью передавать навыки с помощью таких механизмов, как обучение. Однако эволюционное происхождение этих навыков неясно».
Стефани Масгрейв.

Исследование показывает, что склонность человека помогать другим приобретать сложное поведение основывается, по крайней мере частично, на навыках, которые присутствуют и у наших ближайших родственников, шимпанзе.

Источник: wissenschaft.de

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой комментария решите простой примерчик! *